Калининградская Студия творческих опытов - СТОП

Театральная студия «СТОП» существует во Дворце Творчества с 1984 года. Основал и был художественным руководителем студии заслуженный работник культуры Российской Федерации Борис Иосифович Бейненсон. Коллектив возник как драматический кружок, но ребята, которые собрались в нем, хотели отличаться от других детских театральных коллективов, существовавших на базе школ и дворцов пионеров. Спонтанно родилось название «СТОП», что означает – «Студия творческих опытов».

Это наименование быстро оправдало себя, так как в студию приходили подростки, неудовлетворенные тем официальным представлением о театральном искусстве, которое им давалось в советской школе. Ребята много экспериментировали, и их творческие опыты, благодаря педагогическому мастерству Бориса Иосифовича, воплощались в спектакли, поставленные по классическим произведениям.

Особым успехом пользовались постановки: «А зори здесь тихие» - по одноименному роману Б. Васильева, «Ромео и Джульетта» - по трагедии В. Шекспира, «Например, Чацкий» - по комедии «Горе от ума», «Мать Иисуса» - по пьесе А. Володина.

Зрителей всегда восхищало то серьезное отношение к материалу, с которым выходили на сцену школьники, сохраняя при этом юношескую искренность.

Среди первых студийцев, чье творчество принесло известность коллективу были: Алевтина Готовка, Александр Иванов, Ольга Заболотнея, Сергей и Александр Воропаевы, Мария Минина, Сергей Гончар, Андрей Ковалев, Татьяна Малькова, Сергей Чернов, Елена Палицина,  Дмитрий Злоцовский, Ольга Полосина, Павел Ройтман, Дмитрий Токмаков, Андрей Агеев, Александр Вишневский, Юлия Шкуркина, Николай Мызиков, Элина Мериминская, Владимир Маренников.

Список выпускников студии, продолживших свою работу в сфере культуры и искусства
      

Особенностью коллектива с первых лет существования стал  студийный настрой. Он проявлялся в том, что все свободное время ребята проводили в студии, общались и спорили, ходили в турпоходы и на экскурсии. При этом главной объединяющей силой оставалась  любовь к театру. Наверно поэтому многие из тех, кто тогда занимался в «СТОПе» до сих пор сохраняют связь со студией.

С 1993 года «СТОП»  вступает в свой главный эксперимент: набирает штат педагогов и открывает театральный класс на базе Лицея №49.

По договору между Дворцом Творчества и Лицеем № 49 города Калининграда на базе студии был образован театральный класс, ученики которого стали одновременно и коллективом студийцев. Сотрудничество общеобразовательного лицея с учреждением дополнительного образования в 90-х годах воспринималось как эксперимент, и театральный класс назывался экспериментальным. Сейчас эксперимент закончен, дал блестящие результаты, и два образовательных учреждения – Дворец Творчества и Лицей сотрудничают в рамках инновационной технологии обучения.

Успех театрального класса и студии СТОП был обусловлен тем, что педагогический коллектив изначально отказался от схем, по которым существует театральная самодеятельность. Основой процесса преподавания стал профессионализм, а главной целью обучения в театральном классе является предпрофессиональная подготовка учеников к поступлению в лучшие театральные ВУЗы Москвы,  Санкт-Петербурга и других городов России.

Отличительными особенностями работы СТОПа стали: преподавание специальных театральных дисциплин высокопрофессиональными педагогами по авторским программам, строгая дисциплина на занятиях.
Другая особенность – тесное взаимодействие двух образовательных учреждений: Дворца Творчества и Лицея.

При этом СТОПу удалось сохранить студийные традиции и расширить их в новых формах.
Студийность проявляется в едином понимании педагогами творческих и образовательных задач.  Творческой работой Коллектива руководил мастер – Б.И. Бейненсон. Его талант, энергия, его понимание самой сути театрального искусства передаётся и педагогам  и ученикам.
Ученики театрального класса проводят в студии большую часть времени. У них общие достижения и общие проблемы.  Они становятся часто единой семьёй и во всех случаях единым коллективом. Без создания дружного, работоспособного коллектива, где каждый чувствует плечо стоящего рядом, где организовано взаимодействие – невозможно выходить на сцену.
Связь co студией в разных формах поддерживают практически все выпускники. Это творческие встречи, мастер-классы, несколько выпускников СТОПа являются преподавателями театрального класса.

Одним из главных принципов обучения в театральном классе является взаимодействие с культурными учреждениями города и области. Ученики не только в обязательном порядке посещают все спектакли Областного драматического театра и Музыкального театра, но и имеют возможность приходить на репетиции.
Посещения картинной галереи, концертов в филармонии, музея Мирового океана, Историко-художественного музея, кинофестивалей в к/т «Заря» стали частью специальной подготовки в театральном классе. Есть опыт совместных концертов с Музыкальным колледжем им. Рахманинова.

Как молодёжный театральный коллектив СТОП много выступает на конкурсах и фестивалях, что, как правило, отмечается дипломами и грамотами.
В театральном классе создана своя система открытых мероприятий: презентация нового класса – в начале ноября каждого года, день открытых дверей в начале февраля. Зачёты по многим специальным предметам проходят в виде открытых уроков с приглашением родителей и друзей.